ИНФОРМАЦИЯ
О введении обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Уважаемые родители (законные представители)!
Министерством просвещения утверждены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС)
1. начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федерального государственного образовательно стандарта начального общего образования», основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федерального государственного образовательно стандарта основного общего образования» и среднего общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 731 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»).
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.
С 1 сентября 2022 года начали действовать ФГОС для обучающихся в первых и пятых классах.
С 1 сентября 2023 года обучение по обновленным ФГОС реализовано в Санкт-Петербурге:
- на уровне начального общего образования (далее - НОО) с 1 по 4 класс;
- на уровне основного общего образования (далее - ООО) с 5 по 7 класс;
- на уровне среднего общего образования (далее - СОО) в 10 классе.
С 1 сентября 2024 года обучение по обновленным ФГОС будет реализовано на всех уровнях общего образования.
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.
Обновленные ФГОС не имеют принципиальных отличий от действующих в настоящее время:
1. Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленным ФГОС остается системно-деятельностный подход, ориентирующий учителей на создание условий, инициирующих активную деятельность обучающихся на уроках.
2. В обновленном ФГОС сохраняется структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов.
3. Структура требований к результатам реализации основных образовательных программ общего образования также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам.
В обновленном ФГОС остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей, интересов учеников, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей школы вариативная часть образовательных программ начального, основного и среднего общего образования включает курсы внеурочной деятельности.
Родители по-прежнему могут принимать участие в формировании вариативной части основных образовательных программ учреждения, т.е. выбирать с учетом мнения ребенка факультативные и элективные учебные курсы, предлагаемые образовательной организацией, а также учебные модули, обеспечивающие различные образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В соответствии с федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»» с 1 сентября 2023 года будут введены единые федеральные основные общеобразовательные программы (далее - ФООП). Также введены обязательные для исполнения федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.
Федеральная основная общеобразовательная программа - учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы
Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (включая порядок и сроки проведения экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, критерии ее проведения и правила их оценивания, требования, предъявляемые к экспертам и экспертным организациям при проведении экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, права и обязанности экспертов и экспертных организаций, порядок отбора экспертов и экспертных организаций для проведения экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, формы и срок действия экспертных заключений, порядок и основания исключения учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий из указанного федерального перечня), а также предельный срок использования учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий утверждается Министерством просвещения
Таким образом, закон вводит единый стандарт качества школьного образования — как программ, так и учебников.
Министерством просвещения РФ утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО, ООО и СОО соответственно):